ЗЫКОВ Алексей Иванович
tl_files/personalij/Zykov/Zykov.jpgПрофессор кафедры специальных дисциплин

Зав. кафедрой специальных дисциплин
Кандидат искусствоведения (2015)
Лауреат II, III и IV областного фестиваля «Золотой Арлекин» (Саратов, 2003, 2005, 2007)
Лауреат «Акции по поддержке Российских театральных инициатив» (2006)
Лауреат Всероссийских Открытых Спартианских игр
«Саратов-2012» (2012)
Лауреат XXI Международного фестиваля Chorus Inside Russia (2016, Саратов)
Лауреат премии "Высота" (2016, Саратов)
Лауреат I степени Международного театрального фестиваля-конкурса "Рыжий клоун" (2018, Кемерово)
Лауреат I степени Международного театрального фестиваля-конкурса "Рыжий клоун" (2019, Кемерово)

Преподаёт современный танец
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
tl_files/personalij/Zykov/Dance-class afisha.jpgРодился 7 июля 1966 года в Пятигорске (Ставропольский край). В 1991 году закончил театральный факультет СГК им. Собинова по специальности «актер драматического театра и кино» (курс Народной артистки России Р. Беляковой). В 1993-2008 годах являлся организатором и художественным руководителем различных танцевальных групп и школ в Саратове. Создал и руководил танцевальными группами «Театр ЛиКº» и «ДКdance» (при Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина).

В 1997 году прошел обучение в международной школе танца ADF по классам модерн, джаз, контакт-импровизация, афро-американский танец (Северная Каролина, США), а в 2000 - «ADF в России-3» в Москве. В 2003-2004 годах работал в качестве хореографа и преподавателя пластики и танца во Франции:
  • преподаватель пластики и танца по французской государственной программе актерских стажировок AFDAS (2003)
  • хореограф-постановщик спектакля «Monsieur de Maupassant» в Théậtre de CHELLES (компания «Que-da Théậtre», 2004)
С 1998 года работает на театральном факультете СГК им. Собинова (ныне - СаТИ). Ведёт занятия по дисциплине "Современный танец". Разработал авторскую программу преподавания современного танца и подготовил к печати учебное пособие «Современный танец в театральном институте» (рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве пособия для высших учебных заведений). Автор ряда научных и учебно-методических статей, участник научно-практических конференций.

В
2005-2007 годах работал преподавателем по мастерству актера в мастерской Риммы Беляковой.

С
2009 заведовал
кафедрой пластического воспитания, с 2016 года возглавил кафедру специальных дисциплин.

В 2015 году защищена кандидатская диссертация «Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля» (защита состоялась 13 октября 2015 года).
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
tl_files/personalij/Zykov/Ljubov i tanec.jpgВ 1991-1993 годах работал актером в Саратовском академическом театре драмы им. Слонова. С 1999 года (после обучения за границей) возобновляет работу в саратовских театрах в качестве балетмейстера, актера и режиссера. Наиболее значимые актёрские работы:
  • Браво (Ж. Жене "Сплендидс", 2000)
  • Новичок (К. Байи "Ночь в библиотеке", 2001)
  • Вася (А.Н. Островский "Мечтатели", 2004)
  • Кокарель (Э.-М. Лабиш "Копилка", 2004)
  • Молодой Марло (О. Голдсмит "Ночь ошибок", 2006)
  • Хэролд Митчел / Митч (Т. Уильямс "Трамвай Желание", 2006)
  • Учитель (Danse-class Алексея Зыкова, 2010)
tl_files/personalij/Zykov/Vladimir Krasnoe Solnyshko.jpgС 1999 года осуществил постановку хореографии более 50 спектаклей на сценах Саратовских театров: Академического театра драмы им. Слонова, ТЮЗа им. Киселева, Театра оперы и балета, Театра оперетты и муниципального театра «Версия», а также Тамбовского и Пензенского драматических театров. В числе этих спектаклей не только хореография в драматических спектаклях, но и 5 хореографических спектаклей, пластическая драма, мистерия и балет. Наиболее значительные спектакли: "Любовь и танец", "Господин де Мопассан", "Прощаясь с Вами, мы танцуем", "Dance-class Алексея Зыкова", "Сонеты" и "Сонеты Шекспира" (автор либретто). Поставил хореографию ко многим дипломным и учебным спектаклям, в том числе: "Человек и джентльмен" (2000), "Кровавая свадьба" (2003), "BABEL" (2003), "Дуэль" (2004), "2х2=5, или Маленькие комедии" (2005), "Сны Бальзаминова" (2007),tl_files/personalij/Zykov/Brys.jpg "Иллюзион" (2009), «Лейтенант с острова Инишмор" (2011), "Зойкина квартира" (2013), "Трёхгрошовая опера" (2017), "Однажды в Лондоне" (2018), Лимерики (2018). В 2013 году выступил в роли консультанта по пластике дипломного спектакля "Майская ночь". В 2014 году являлся режиссёром-постановщиком и хореографом дипломного спектакля "Лев Гурыч Синичкин". В том же году выступил в роли консультанта по пластике дипломного спектакля "Вас вызывает Таймыр". В 2015 году стал педагогом по пластике кукольного дипломного спектакля "Слонёнок". Также являлся хореографом спектаклей:
В 2006-2007 годах работал в качестве ассистента режиссера и режиссера-педагога. В качестве режиссера осуществил постановки спектаклей "Двенадцать месяцев" по пьесе С.Я. Маршака и "Владимир Красное Солнышко", написав собственную пьесу (скачать текст, посмотреть спектакль на Youtube: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5). В 2013 году в Саратовском областном театре оперетты поставил музыкальные спектакли "Брысь!" и "Котёнок по имени Гав".

Является одним из крупнейших специалистов современной хореографии и пластической режиссуры; многократный лауреат областного фестиваля "Золотой Арлекин" (Саратов, номинация «Лучшая работа хореографа в драматическом спектакле», 2000-2006), лауреат «Акции по поддержке Российских театральных инициатив» при совете Президента РФ по культуре и искусству (2006).
РОЛИ В ТЕАТРЕ
tl_files/personalij/Zykov/Noch oshibok.JPGtl_files/personalij/Zykov/Noch oshibok2.JPGtl_files/personalij/Zykov/Noch oshibok3.JPGtl_files/personalij/Zykov/Noch oshibok4.JPGtl_files/personalij/Zykov/Noch oshibok5.JPGtl_files/personalij/Zykov/Tramvaj Zhelanie.jpgtl_files/personalij/Zykov/Tramvaj Zhelanie2.JPGtl_files/personalij/Zykov/Dance-class Alekseja Zykova.JPGtl_files/personalij/Zykov/Dance-class Alekseja Zykova2.JPGtl_files/personalij/Zykov/Dance-class Alekseja Zykova3.JPGtl_files/personalij/Zykov/Dance-class Alekseja Zykova4.jpgtl_files/personalij/Zykov/Dance-class Alekseja Zykova5.jpg
ОПУБЛИКОВАННЫЕ ТРУДЫ
Диссертация

Динамика художественных процессов в театральном искусстве: Пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
. Научный руководитель - доктор исторических наук Н.И. Девятайкина.

Скачать автореферат

Учебно-методическое пособия и монографии

  1. Современный танец в театральном институте: Учебно-методическое пособие для вузов. (рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве пособия для высших учебных заведений) СГК им. Л.В. Собинова. Саратов. 2010, 264с.
  2. Танцевально-пластические средства выразительности драматического актёра. Саратов. СГК им. Собинова, 2014, 108с.
  3. Современный танец. Учебное пособие для студентов театральных вузов. Учебное пособие. СПБ, Планета музыки, 2016 (2017 - 2-е издание, 2018 - 3-е издание)
  4. Пластика и танец в драматическом искусстве (лекции по истории театра): учебное пособие. Саратов. ФГБОУ ВО "Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова", 2017. - 72с.
  5. Современный танец: учебные танцевальные композиции (первый год обучения): учебное пособие. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. - 126 с
  6. Пластика и танец в драматическом спектакле рубежа XX-XXI вв.: режиссёр и хореограф, концепции и модели: монография. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. - 186 с. 
  7. Сценическая пластика и танец. История театра: учебное пособие для вузов. Москва, Юрайт, 2021
Статьи
  1. Задачи пластического воспитания актеров в контексте музыки и актерского мастерства и примеры их решения посредством танцевального искусства ХХ века // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного ВУЗа: материалы Международной конференции, 30 октября 2008 г., г. Саратов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. - М.: Экшэн, 2008, С.221-230
  2. Массовое и элитарное в танцевальном искусстве (к постановке проблемы) // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2009, С. 258-263
  3. Мюзикл: жанр или синтез жанров? // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010, С.238-248
  4. Развитие искусства как взаимоотношение материального и духовного // Приоритетные направления развития культуры и искусства в социокультурном пространстве: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (заочной), 29 ноября 2011 г. / отв. ред. Ю.П. Куприна; М-во обр. и науки РФ [и др.]. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011, С.61-68
  5. Специфика обучения актерскому искусству: пластическое воспитание (Размышления о некоторых аспектах книги В. М. Фильштинского «Открытая педагогика») // Проблемы исполнительской интерпретации, музыкальной педагогики: Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012, С.202-210
  6. Танец как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом // Научный вестник Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: межвузовский сборник научных трудов / М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. И.В. Налетова, науч. ред. Ю.А. Кармышев]. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012, выпуск 4, С.82-92
  7. Драма и танец. Диалог искусств // Актуальные направления развития сферы культуры и искусства России: тенденции, инфраструктура, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции 21 мая 2012 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. И.В. Налетова, науч. ред. Ю.А. Кармышев]. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012, С.134-142
  8. Культуроформирующие особенности танца в восточном театре // Спецпроект: аналiз наукових дослiджень: матерiали VII Мiжнар. наук.-практ. конф., 14-15 черв. 2012 р.: у 7 т. - Днiпропетровськ: Бiла К. О., 2012. Т. 4: Мистецтвознавство та культурологiя. Фiлологiчнi науки. - 2012, С.20-23
  9. К вопросу о культуроформирующей роли пластики в современном театре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, ТГУ, 2012, Т.112. №8, С.266-271
  10. Танец как совокупность пластической выразительности актёра и драматического спектакля в целом // Памяти В.З. Федосеева. Сборник статей. Серия "Труды Театрального Института". Саратов, 2012. С.68-77
  11. Танец в театральном искусстве античности // Вестник Тамбовского университета. Серия "Гуманитарные науки". Тамбов, ТГУ, 2012. Т.114, №10, С.271-275
  12. Быть или не быть: к вопросу драматического диалога пьесы и спектакля // Аналитика культуры. Тамбов, ТГУ, 2012, С.144-149
  13. Нравственный аспект диалога пьесы и спектакля в современном театре (в соавторстве с Г.А. Карцевой) // Духовно-нравственная культура как фактор модернизации российского общества XXI века (Третьи Хайкинские чтения): материалы Международной научно-практической конференции 23 ноября 2012 года / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С.146-149
  14. Системные свойства танцевально-пластических элементов в драматическом спектакле // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - Москва: Международный исследовательский институт, 2013. - № 9. Том 2. - С. 313-317.
  15. Задачи пластического воспитания // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С. 5-9
  16. Изолированная разминка // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С.59-64
  17. Stretch // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С.65-74
  18. Рекомендации к некоторым разделам предмета // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С.75-79
  19. Основные виды функционирования танцевально-пластических составляющих драматического спектакля // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. Сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2014., С.189-198
  20. В поисках "внутренней формы" танцевально-пластических элементов современного драматического театра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., Институт Стратегических Исследований, 2014. №03(62), Ч.II., С. 298-300
  21. Пластическая драма как взаимопроникновение сценических искусств // X Международная научно-практическая конференция "Современные концепции научных исследований". М., Евразийский Союз Учёных (ЕСУ), 2015. №1(18), Часть 5, С.132-135
  22. Театральный «билингвизм» профессии режиссёра пластики и танца // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому (27‑28 ноября 2014). - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2015. - С. 31-39. 
  23. Проблема актуализации классики в современном российском драматическом театре (некоторые наблюдения) (в соавторстве с Н.И. Девятайкиной) // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III. - М.: Буки-веди, 2015. - С. 174-181.
  24. Вместо предисловия. Специфика обучения актёрскому искусству: пластическое воспитание // Пластическое воспитание актёра (2013-2015), Саратов, СГК им. Собинова. С.4-13
  25. Методические рекомендации по проведению вступительных экзаменов по пластике и танцу для абитуриентов театрального института // Пластическое
    воспитание актёра (2013-2015), Саратов, СГК им. Собинова. С.14-26
  26. Место пластики и танца в художественном развитии российского драматического театра: краткий историко-культурный экскурс // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. IV. - М.: Буки-веди, 2016. - С. 262-271.
  27. Классика и современность: роль танцевально-пластических средств выразительности в раскрытии режиссёрской концепции (на примере постановки «Чайки» в Пензенском драматическом театре) // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, (13 октября 2016 г., г. Омск). В 2 ч. - Ч.2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 112-116. Ссылка для просмотра: http://os-russia.com/SBORNIKI/KON-134-2.pdf
  28. Текст и спектакль: анатомия режиссёрских концептов пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» // Текст і образ: Актуальні проблеми історії мистецтва. Вип. 1 (1). - Киев: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2016. - С. 40-51. Ссылка для просмотра: http://txim.history.knu.ua/index.php/TXIM/issue/viewIssue/1/10 
  29. Классика на современной сцене: от пьесы к «единому тексту спектакля» (А.Н. Островский) // Текст і образ: Актуальні проблеми історії мистецтва. Вип. 2 (2). - Киев: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2016. - С. 38-45. Ссылка для просмотра: http://txim.history.knu.ua/index.php/TXIM/issue/viewIssue/3/12
  30. Векторы развития образования в области современного драматического театра (пластика и танец) // Образование в сфере культуры и искусства: интеграция науки и практики: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 50-летию факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов, апрель 2017. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. - С.47-54
  31. Место пластики и танца в новоевропейском театре: краткий историко-культурный экскурс // Проблемы художественного творчества в аспекте исполнительской и педагогической деятельности: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому, 24-25 ноября 2016 года. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. - С. 132-140.
  32. Понятийное пространство актёрских визуальных средств выразительности // Вестник Кемеровского государствнного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований №41/2017 ч.1. - Кемерово: ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры", 2017. - С.188-195
  33. Обучение актёрскому искусству: поиски эффективного структурирования профессорско-преподавательского состава // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого "Фортепианное исполнительство и педагогика" (24 мая 2017). - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. - С.129-136
  34. Визуализация эмоционального состояния героев как постановочный приём в драматическом театре (типологические характеристики) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. – No 12(86): в 4-х ч. – Ч. 2. – C. 85-88. (220 с.) ISSN 1997-292X 
  35. Хореографическое мышление и пластическая лексика в пространстве современного драматического спектакля (на примере «Кровавой свадьбы») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.  - Тамбов: Грамота, 2018. - No 1 (87). 
  36. Работа режиссёра с литературным текстом (пример создания сценической редакции пьесы через её анализ) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Выпуск первый / Редактор-составитель А.И. Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2018. - С. 108-120. 
  37. Феномен появления профессии «Режиссёр-хореограф» // «Театр, сценография, изобразительное искусство: синтез временных и пластических искусств». Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Казахского национального университета искусств и Международному Дню театра, проводимой в рамках Международного научного форума ASTANA ART-SCIENCE FORUM «Культура, искусство и образование в контексте духовного возрождения» (16-20 апреля 2018 г.) - Астана, КазНУИ, 2018 . - С. 71-76. 
  38. Проблемное «поле» изучения вопросов пластического воспитания актёра (обзор научных исследований) // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория и практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2018). - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2018. - С. 326-331
  39. Поиски нового подхода к организации актёрского обучения // Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики. Саратов, 2020. С. 93-101
Художественные произведения
  1. Владимир Красное солнышко (самая долгая ночь). Придуманная история-сказка в двух действиях на основе мифов древних славян. Саратов, СГК им. Собинова, 2013
  2. Сонеты Шекспира. Либретто пластического спектакля (пластическая драма). Саратов, СГК им. Собинова, 2013
ССЫЛКИ
ПРЕССА
  1. Танец. Профессия или жизнь? Интервью А. Нечаевой. "Телепрограмма", 2003, 5 февраля, №5 читать
  2. Любовь и танцы Ромео и Джульетты. Интервью С. Волкова. "Неделя области", 2004, 4 февраля, №5 (70) читать
  3. Всегда хотел работать только в театре. Интервью Ю. Троць. «Саратовская панорама», 2007, 28 марта читать
  4. Настоящая творческая удача – это возможность познать другой мир! Интервью Ю. Троць. «Саратовская панорама», 2008, 30 января – 5 февраля, №4 (625) читать
  5. Алексей Зыков: Драма и Танец. Интервью В. Хворостухиной для сайта "Страна Красоты". 2010, 29 августа читать (источник)
последнее обновление информации - 23.09.2015